Злые люди в интернете, или как справляться с критикой

С критикой в интернете справляться очень сложно | Блог психолога Павловой Елизаветы
Я всегда тяжело переносила, когда меня критиковали в интернете. Сейчас, конечно, ситуация несколько поменялась, но было время, когда я просто боялась открывать приходящие на почту уведомления о комментах в блог. Ожидание того, что мне там наговорят гадостей, было невыносимым.
Логичным выглядел выход: не предъявляться, не высовываться, сидеть тихо (за что меня, кстати, ругали некоторые поклонники моих текстов — да, есть и такие! :))) Дескать, ну что же ты, мы ждём и ждём, когда ты ещё интересненького выложишь, а ты сидишь тихо, как мышь под веником. Пиши уже!
Вот, пишу 🙂 Что же изменилось? Почему я сейчас не боюсь?
Да просто кое-что поняла. И это, скорее, не духоподъёмное («я выше этого!») — потому, что всё-таки неприятное радовать никогда не станет; критика меня всё равно задевает. Нет, я просто кое-что сопоставила из арифметики и маркетинга. И вот что получается.

Shit Happens. Да, дерьмо может случиться

Во-первых, не бывает так, чтобы что-то (или кто-то) могло понравиться всем без исключения. Или всем не нравиться. Любая вещь на свете (и, соответственно, любой человек) кому-то нравится, а кому-то нет. Я вот в детском саду и в школе была единственной в детском коллективе, кто искренне любил пенки на молоке и какао. Эту любовь я пронесла через годы и хочу сказать: пенки на молоке я и посейчас обожала. В семье меня даже ругали за то, что я с кипяченого молока собирала пеночку и жадно сжирала (пенка – для всех!). А в детском садике пенки не ели, там среди одногруппников было модно за завтраком молочную пенку аккуратно развешивать по стенке стакана или кружки — дескать, фуууу, как неприятно с таким соприкасаться.

Ничто не может быть ненавидимо всеми, никто не может быть всеми любим. Попытка не получать критики и ругательств в свой адрес — это попытка ПОНРАВИТЬСЯ ВСЕМ. Всем 100% прочитавших, прослушавших, увидевших. Такое невозможно просто по определению. Кому-то обязательно не понравится. И он — удивительно! — может решить наговорить гадостей. И может послать их в комменте автору. И этим автором могу оказаться я.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает

В общем-то, да. Если ничего не делать, не писать, не проявляться, не вести блог, не одеваться и не выходить на улицу — возможно, неприязненные людские реакции меня не заденут. Да, и в интернете тоже помалкивать: ничего не писать, только читать; иногда, возможно, ставить лайки. Ведь обязательно найдутся те, кому не понравится мой внешний вид, моё поведение, то, как я говорю и то, о чём я говорю. Меня могут осудить и, может быть, даже в весьма резких выражениях! Весь вопрос в том, хочу ли я такой жизни, при которой самостоятельно заточаю себя в тюрьму и лишаю права голоса.
Я подумала и мне эта идея не понравилась.
Значит, всё-таки — выходить в мир и предъявляться.

Арифметика симпатий и антипатий

Друзья приходят и уходят, а враги накапливаются
(девиз Джоунза, «Законы Мерфи»)
Ведущий тренинга, на учёбе у которого я была на днях (а это человек, создавший новое направление в психотерапии) признался, что по мере того, как росла его известность, он встречал всё больше тех, кому его работа нравится — и всё больше тех, кому не нравится. Пропорцию назвать затруднился, но, естественно, с симпатизантами он выбирал общаться сам — а ненавистники находили его самостоятельно. Но всё равно: просто наличие симпатизирующих и благодарных подпитывает и даёт силы действовать дальше. А те, кто относятся плохо — ну что же… Они есть, надо с этим смириться.
Цифры (пусть приблизительные, но всё же) я нашла у одного стартап-гуру. Имени не назову, да и не в этом суть. Он написал недавно в своём фейсбуке, (цитирую по памяти) «чем бы вы ни занимались, 80% людей будет наплевать на вашу работу, 15% вы понравитесь, а 5% будут вас осуждать. Причём невозможно предсказать, чем именно вы понравитесь тем самым пятнадцати процентам, как и невозможно заранее сказать, за что вас возненавидят эти пять». Что же, цифры вполне приемлемые. Здорово, что одобряющих больше, чем хулителей. Правда, опыт показывает, что когда нравишься людям, они радуются молча либо хвалят очень скупо, а ненавистники злобятся активно, громко, бурно и многословно. И не жалеют сил, чтобы гоняться за тобой по просторам интернета, чтобы не любить изо всех сил на всех площадках.
Зато их меньше. Хоть они и шумные.
Ну что же, значит, именно эта арифметика будет поддерживать меня впредь.

В интернете всегда кто-то неправ | Блог психолога Павловой Елизаветы

Радость критики

Я сейчас не о том, как легко становится на душе, когда обругаешь очередного урода, который в интернете смеет быть неправ. Я о том, что появление критиков — это, вообще-то, важный маркер. Значит, читателей удалось задеть. Значит, я смогла сказать о чём-то важном, да так, чтобы проняло. Рекламисты, кстати, это давно поняли. Я читала историю о том, как продвигался алкогольный напиток – джин Tanqueray. Была разработана весьма неоднозначная рекламная кампания, в которой действовал жеманный персонаж-старичок. На фокус-группе мнения разделились: половина аудитории была в восторге, вторая половина выразила отвращение и изругала рекламу. Ролик уже совсем собирались снять с проката, как вмешался управляющий директор компании-производителя напитка. Он сказал, что предпочитает рекламу, которая вызовет бешеный восторг у половины зрителей, чем такую, про которую 95% скажут: «Да нормально, пойдёт» (то есть, пропустят и не заметят). Продажи Tanqueray выросли в тот год на 15%.
Я нашла на ютубе одну из последних реклам джина Tanqueray (не прежнюю,  а новую) — и да, теперь записывайте меня в ту часть аудитории, которая визжит от удовольствия. Мне очень понравилось. За 40 секунд рассказана история бармена — очень неоднозначного персонажа: он ловко мешает коктейли в шумном баре, продаёт модным посетителям какие-то подозрительные пакетики, утешает заплаканную девушку в фате и белом платье, выставляет на улицу драчуна, невзначай толкает под локоть очень уж ушлого игрока в бильярд. А каждую смену он начинает с того, что садится в баре за рояль и настраивается на новый сумасшедший вечер с бокалом джина Tanqueray. Да, я, несомненно, в восторге от этой рекламы. Кстати, надо будет попробовать, что за джин 🙂 Хотя могу представить и тех, кому не понравится этот длинноносый, не вполне ладящий с законом персонаж.

Те, кто любят меня — за мной

Тут вообще стоит поучиться именно у рекламистов. Они ведь совершенно не планируют охватить 100% платёжеспособного населения. Азбука рекламы: нужно выделить собственную целевую аудиторию и всегда обращаться к ней. Если твою рекламу ругают — не беда: посмотри, из твоей ли целевой аудитории звучит критика. Ничего страшного, если рекламу прокладок низко оценят мужчины: они их вообще не покупают, ни для себя, ни для своих женщин. Проблемой станет, если продуктом недовольна целевая аудитория; именно она голосует за твою работу собственным деньгами. А всем мил не будешь. И рекламисты спокойно реагируют на критику и даже не делают вид, что собираются сделать рекламу моющих средств такой, чтобы цепляла мужчин-любителей футбола; это бессмысленно.
Странно только, что этот полезная идея (что ты не можешь нравиться всем, если ты не червонец) не перекочёвывает из профессиональной области в реальную жизнь. И множество разумных взрослых людей так травмируются о то, что кому-то они несимпатичны и что кому-то они не понравятся никогда. То есть, совсем никогда. Рекламисты спокойно выслушивают ругань и просто стараются транслировать свои послания так, чтобы «не тем» доставалось как можно меньше (если выбрать правильный канал, ещё и денег потратишь меньше) — то есть, уходят от контактов. Обычные люди в обычной жизни убиваются над тем, чтобы добиться искренней любви от злобной сослуживицы, истеричного начальника, придирчивой свекрови или придурочной соседки (да, у меня тоже такая есть). Хотя можно было бы потратить столько же сил на то, чтобы сменить работу или минимизировать контакты с ненавистниками. Они имеют полное право вас не любить, ну и не любят. Вы ж тоже кого-то не любите. Ваше право.
Про эпичные битвы жанра «в интернете кто-то неправ» я просто промолчу. Ну, вы поняли. Вы их не переубедите. Вы им не нравитесь. В интернете всегда кто-нибудь будет неправ. Аминь.

А делать-то что?

Пусть критикуют | Блог психолога Павловой ЕлизаветыА вот это самое интересное. Я всё понимаю: я не всем нравлюсь и они имеют на это право — не любить меня. Святое неотъемлемое право. Я тоже кого-то не люблю и отказываться от этого человеческого права не собираюсь (хотя уже слышала в свой адрес возмущённые крики: «Тыжпсихолог, ты должна ВСЕХ ЛЮБИТЬ, ПРОЩАТЬ И ПОНИМАТЬ!!!!11»). Нетушки, я живая и собираюсь оставаться живым человеком; кого-то любить, а кого-то нет.
И, поскольку я живая, меня ранит, если меня обижают. Я уже говорила, что сидеть за печкой и помалкивать – для меня совершенно не выход. То есть, если я иду в мир и получаю там по лицу грязной тряпкой, то у меня вариантов остаётся два:

  1. Стать неуязвимой для критики, то есть, отрастить себе такую броню, через которую злобные слова не пробьются.
  2. Если меня ранят — падать, конечно же. Но быстро подниматься. Получать поддержку от тех, кто меня любит; опираться на собственные реальные достижения и получать поддержку от них.

Знаете что? Я выбираю второй вариант. Просто по профессиональным соображениям. Если бы я работала менеджером по продажам или биржевым трейдером (или в какой-нибудь другой высокострессовой профессии)- я могла бы стать толстокожей и плевать на мнения других. Но это моя работа — слушать и слышать людей, и я люблю свою работу. А получается, я не всегда услышу от людей добрые слова; иногда до меня доползут хейтеры и выпустят в мою сторону порцию яда. И мне будет больно. И может меня подкосить. Но у меня есть друзья, которые меня любят и поддержат. Есть близкие люди, от которых я всегда получу помощь. Я знаю, кто я и что я, и когда неизвестное мне существо вопит в комментах или в личку: «Да что ж ты за психолог такой, ты не смеешь так говорить!!!» — я знаю, как я могу работать, я помню, каких добилась результатов и как изменилась жизнь моих клиентов (иногда — потрясающим и чудесным образом; а иногда, конечно, без фантастики, просто к лучшему). И мне, знаете ли, становится много легче.
А обзываться или нет в ответ — каждый решает сам.

Подводя итоги, что я решила:

  1. Не буду пытаться заклинать арифметику. Невозможно понравиться 100% аудитории. Хоть тресни, это невозможно. Максимальный результат — это чтобы 100% было на меня наплевать. Это достигается тихим сидением дома, да так, чтобы не шуметь (соседям не понравится) и в интернете ничего не писать. Да и не получилось уже с соседями (я два раза заливала соседей снизу, так что соседка заранее настроена крайне неприязненно).
  2. Общаться и работать буду с тем процентом аудитории, которому нравлюсь. Я в курсе, что я не червонец, чтобы всем нравиться, и спокойно это переживу. Любой имеет право на негативное мнение в мой адрес, но и я, в свою очередь, имею право на то, чтобы себя защищать от негатива. Как писал классик про тех, кому с нами не по пути: «Пусть им будет вечно хорошо, но не со мной, а с кем-нибудь ещё». То есть — баню хейтеров и спокойно живу дальше.
  3. Я выбираю быть живой и ранимой. Но не позволю себя убить злыми словами и делами. Я буду защищать себя и поддерживать себя, и буду наращивать свою группу поддержки и арсенал методов самопомощи.

Ну всё. Сказала, что хотела. Если встречусь с критикой – я знаю, что буду делать :)))

Понравилась статья? Хотите получать новые тексты по e-mail?
Подпишитесь на обновления