Работа с частями личности в гештальт-подходе

Подпишитесь и получайте раз в неделю новые статьи блога психолога

stul

Описание клиентской работы с недавней обучающей группы (с некоторыми сокращениями и обобщениями).
В роли клиента — я, в роли психотерапевта —  Маша.

— О чём хочешь поговорить?
— У меня есть одна тема… Я никак не могу себя заставить планомерно работать.
— Давай посмотрим, что ты делаешь для этого.
— Ну вот, я сажусь писать тексты… И никак не могу себя мобилизовать. Отвлекаюсь — на интернет, домашние дела, прокрастинацию разную…
— То есть, в тебе живут как бы две части? Первая — та, что считает, что надо работать и писать, а вторая — которая хочет лениться и развлекаться?
— О да!
— Давай на них посмотрим? Хочешь, мы поговорим с обеими твоими частями?
— Хорошо, давай
— Возьми пару стульев, поставь их напротив друг друга, чтобы обе твои части могли общаться. Какой из стульев будет что обозначать?
— Они как раз разного цвета. Ну вот этот, элегантно-чёрный — будет моя деловая, разумная часть. А вот этот, светлый, беленький — моя творческая, необузданная и яркая часть…
— Куда хочется тебе сесть в первую очередь?
— Вот сюда, на чёрный стул разума и организованности.
— И как тебе тут?
— (тихо) Мне грустно. Я в печали. Я хочу сказать этой второй, которая сидит на белом стуле креативности, что нам надо работать, что надо писать, что надо много чего сделать. И ещё я понимаю, что не будет она меня слушать, что нет над ней моей власти. Я подавлена.
— А что ты хочешь сказать ей, той, другой?
— Ну работать же надо! Ну мы пропадём же, если будем лентяйничать без конца! Нам есть будет нечего! Ну давай, пожалуйста, я уже и не знаю, как тебя увещевать!!! Нам надо работать, делать дела! А она не работает!
— А теперь сядь на другой стул. На тот, на котором ты — творческая и пишущая часть. И как тебе тут? Что ты можешь сказать другой своей части?
— … Хех. Ну вот смотрю я на ту часть на чёрном стуле — она такая организаторская, менеджерская. И хочу ей сказать: ничего ты со мной не сделаешь, бебебе! Ни-че-го! Никаких рычагов управления у тебя нет!
— Ещё что-то хочешь ей сказать?
— Ну да. Я ей, конечно, в чём-то сочувствую, ну да, она должна заставлять меня работать и вообще нам надо делать дела. Но это не мои проблемы, это она менеджер, а не я!
— А ты видишь, что обе твои части как-то не очень сотрудничают? Что они обе — «это не мои проблемы, это всё она!» И в итоге они обе бросают друг друга. Тогда как вам нужно делать общее дело на общую пользу, видишь, что происходит?
— Да… А ещё я вдруг ощутила, что та часть, которая творческая, она, конечно, сильнее и заставить её никак нельзя. Но ощущения там — как у ребёнка на празднике непослушания. Ну вроде и добилась я, чего хотела, и ушла от взрослого надзора и скучных правил, а что теперь делать — не знаю. И сознаваться в этом неловко и неуютно… И гордо делаю вид, что мне нравится эта моя свобода, хотя вот не настолько она уже мне и нравится!
— …Хорошо, наше время заканчивается, что ты берёшь с собой по итогам нашей работы?
— Мне нужно очень о многом подумать. Здесь произошли очень важные вещи и я многое ещё должна обдумать и осмыслить. Так что — спасибо огромное!

Выкладываю тут, чтобы не забыть и как пример гештальтистской работы с частями личности.
Да, мы умеем в это. Мы круты. ̶С̶ ̶н̶а̶м̶и̶ ̶П̶е̶р̶л̶з̶.̶

Понравилась статья? Хотите получать новые тексты по e-mail?
Подпишитесь на обновления