Сейчас народ очень начитан в плане психологической информации. Тысячи психологов на сотнях порталов и личных сайтов открывают читателям секреты счастья. Стараются, переводят на человеческий язык сложные научные термины. Поясняют на примерах.
Разобраться и найти психологическую причину жизненных неудач (при помощи психологических статей из интернета) сегодня не сможет только ленивый. Да и ленивый тоже справится, если имеет достаточно времени.
В сегодняшнем мире информация дёшева, как ещё никогда не бывала в мировой истории. И легко доступна неискушённым.Поэтому решение проблем (в том числе психологических) человеку хочется подменить чтением о решении проблем. Сбором новой информации. Пассивным вкладыванием в себя новых сведений.
А это немного не так работает.
Информация — не решение
Информация сама по себе не исправит ситуацию. Ну, то есть, несомненно, есть некоторое количество ситуаций, когда назвать проблему своим именем — означает почти что «расколдовать» человека.
Например: Внезапно человек понимает, что его трудности в том, чтобы звонить клиентам и предлагать свой товар — потому, что в детстве старенькая любимая бабушка ему говорила: «богатым быть стыдно, богатые все воры и украли свои деньги у нас, у честных людей». Бабушку он любил и с тех пор стыдится сказать: «Мои услуги стоят столько-то». — И человек, поняв это, как громом поражённый, осознаёт: и точно! Это не я запрещаю себе! Это голос моей старенькой бабушки, которая жила впроголодь, пятерых детей подняла на зарплату уборщицы и так и не смогла смириться, что одна из дочек отказалась учиться и вышла замуж за обеспеченного.
Бабушка — не я! Я могу не слушать этот голос! Я могу принять своё решение сам! И приму!!!
Всё, проблема, считай решена.
Но таких случаев, где «назвать проблему» = «решить проблему» — совсем немного. От 10% до 30% случаев, с которыми клиенты обращаются к психологу (по разным оценкам).
В остальных ситуациях понять корень проблемы — важно, конечно, и выглядит очень эффектным. Но полным решением ситуации не является.
После красивой постановки диагноза (со вскрытием тайных установок и той информации о человеке, в которой он часто даже самому себе не хотел сознаваться), оказывается: ну да, ну вот так оно обстоит. Ну вот привыкла я не верить в себя потому, что в детстве меня не ценили и ругали родители. И игрушек не дарили, и от всей родни я только и слышала: да куда тебе, ты ничтожеством уродилась, ничего хорошего от тебя ждать не приходится. Да!!! Я привыкла думать о себе плохо.
Итак, уважаемый психолог, мы это выяснили. Что теперь?
И что теперь прикажете делать с этой горькой истиной? Ведь другого опыта обращения с собой у человека нет.
«А я иначе просто не умею»
Пример из практики: психолог обсуждает с клиентом манеру, в которой он обычно с самим собой обращается.
Психолог: Ну вот ты с собой постоянно жестоко себя ведёшь, намного хуже даже, чем с другими. И намного хуже, чем с тобой поступают другие.
Клиент: Ну да…
Психолог: И другие люди не позволяют себе тебя настолько унижать и оплёвывать, насколько ты жесток с собою
Клиент: Да…
Психолог: Ну скажи, скажи, а почему ты выбираешь такой способ поведения с самим собой? Зачем? Что тебе это даёт?
Клиент (после некоторого размышления, неуверенно): А я по-другому не умею…
В этом, как мне кажется, ключ. Человек поступает плохо (и это относится не только к обращению с собой). Неоптимально. И даже сам знает, что творит ерунду. И ведь не идиот этот человек — видит и последствия, которые неминуемо грядут (уже и видел их не раз, и с ужасом ожидает снова). Но по-другому ПРОСТО НЕ УМЕЕТ.
Не пробовал. Не знает, как. Не применял новое, не наступал на новые грабли — всё больше на старые, привычные, хоть и неприятные.
Понимаете?
- В этом ведь трагедия множества принятых «из головы» решений. «Я никогда, никогда не буду такой, как моя мать! Не буду орать на своих детей, шлёпать их, указывать, как им жить». Отлично, ты решила, что ты НЕ БУДЕШЬ. А что ты БУДЕШЬ — у тебя есть представление? Мама ведь твоя не от хорошей жизни на родного ребёнка вопила, а от бессилия и невозможности справиться с детским упрямством, от усталости и перегрузки. Как ты сама будешь справляться, когда твой ребёнок окажется не ангелочком, а чем-то похуже? Когда ты сама устанешь и вымотаешься? Когда не будет сил и времени, а нужно будет быстро упирающегося ребёнка собрать, одеть, заставить принять лекарство, уложить спать? Что именно ты сможешь противопоставить детской истерике, кроме ора и шлепков?
- «Я не буду обжираться и буду заниматься спортом регулярно!» — Регулярно — это как? А почему переедаешь, ты в курсе? Какие ситуации запускают твой жор? В каких случаях твоя пламенная клятва «никогда, никогда» сменяется тем, что ты обнаруживаешь себя ночью по пояс в холодильнике, в зубах котлета, в руке эклер, на столе три пустых бутылки из-под пива и пять пакетов от чипсов? Что случилось, с какой ситуацией ты не справилась и пошла поесть?
- «Я буду учиться, работать, строить свой бизнес, а не зависать до ночи в соцсетях и компьютерных игрушках» — А это даже смешно. Точнее, было бы смешно, если бы не было так грустно. Соцсети и компьютерные игры — мощнейшая индустрия, заточенная на то, чтобы человек торчал там часами. Сотни высококвалифицированных специалистов отрабатывают все нюансы, чтобы заставить человека пробыть там побольше и получить ещё капельку дофамина от зависания в компьютерном трансе. И ты думаешь, что топнуть ножкой и сказать «нет» — это адекватный отпор всей этой армии профессионалов? Если ты даже не знаешь себя, не понимаешь, что тебя заставляет торчать у компьютера и как это происходит? Понимания «я гроблю свою жизнь в соцсети и игрухах, надо это немедленно прекратить» — недостаточно. Нужен опыт иного поведения. Опыт и практика.
Чтобы знания начали приносить пользу, нужно применить их на практике. Иногда — применять долго, систематически, корректируя свои действия на ходу. Ошибаясь, делая выводы и по капле выверяя новую стратегию поведения. Иначе — знания так и останутся битам информации в интернете или буквами в книжке. А благие намерения — благими намерениями.
История про актёрскую школу в Нью-Йорке
Есть отличный пример того, как работает практика.
Это история про одну актёрскую школу в Нью-Йорке. Очень её люблю и сейчас вам расскажу.
В начале прошлого века один выходец с юга России, из еврейского местечка, по имени Ли Страсберг, эмигрировал в Америку и оказался в Голливуде. Сперва он снимался в качестве актёра. А потом Ли Страсберг стал сам снимать кино и сделал карьеру продюсера. А в конце концов — открыл актёрскую школу в Нью-Йорке, в которой знакомил американцев с системой Станиславского.
Эта школа существует и по сей день и она очень успешна (погуглите, она и в википедии есть, правда, на английском). Из неё вышло множество лауреатов «Оскара» и знаменитых великолепных актёров — Аль Пачино, Роберт де Ниро, Дастин Хоффман, Стив Бушеми, Анджелина Джоли (и куча знаменитостей помельче).В чём же секрет эффективности этой школы?
У них в актёрской школе есть одно железное правило.Вот поступаешь ты учиться, мечтаешь о Голливуде и мировой славе. (Ну да, в актёрской школе Страсберга строгие вступительные экзамены и недешёвая плата за обучение).
А ещё там есть одно требование, которое ни в коем случае не нарушается.Ученики должны как можно раньше, с самого первого семестра, начать практическую работу в качестве актёров. Иначе — отчисляют, даже если за обучение уплачено и талант у ученика несомненный. Это всё неважно; но практиковаться ты должен начать как можно раньше.
Никто не требует, чтобы студенты снимались в главной роли в блокбастере. Ну нет. Достаточно съёмок в рекламе каких-нибудь йогуртов, участия в массовке сериала или низкобюджетном инди-фильме. Или любительском спектакле. Но где-нибудь играть учащийся должен. Или — давай до свидания.
Потому, что практический опыт — это очень важно. Потому, что когда человек начинает тренироваться в сфере, которую выбрал, он совсем другими глазами смотрит на обучение, совсем по-другому впитывает информацию от преподавателей. Сам стремится взять побольше, немедленно применяет на практике всё то, что узнал на обучении.
Ну или, начав работать актёром, учащийся понимает, что ему неинтересна профессия и быстренько бросает обучение — и тогда уж не морочит голову ни себе ни другим, и кучу денег за школу экономит.
Вот то же самое относится ко всем абсолютно областям человеческой жизни. Как можно раньше начать практиковаться — значит как можно раньше понять, в чём состоит та или иная сфера деятельности. Как можно раньше начать совершать ошибки (и, надеюсь, исправлять их). И как можно раньше начать движение к своей цели.
А собирать теоретические знания — это просто пополнять библиотеку.
Это бессмысленно по нынешним временам; сейчас ведь есть интернет, а в нём столько материалов, что за тысячу жизней не осилишь.Но эффект в вашу жизнь придёт только вместе с практикой.
Поэтому — начинайте практиковаться. Совершайте первые ошибки. Проходите через неудачи и отчаяние. Путь впереди долгий, очень долгий, поэтому в ваших интересах — начать как можно раньше.
И не говорите, что я вас не предупреждала.
Понравилась статья?
Чтобы получать свежие статьи психолога, подпишитесь на Telegram-канал