Ребенок врет. Что делать?

 

ребенок врет, что делать
Ну вот, опять. Опять он наврал. Ведь русским языком его спросили: ты намусорил в прихожей? Ты там фантиков накидал? Сказал бы, что да, я мол. Ну наругали бы, конечно, за неаккуратность. Заставили бы убрать. А так – еще и будет наказан! Будет без мультиков до конца недели. А то, вишь ты, врун растет. Бабушка ему так и сказала: стыдно, мол, что мой внук — лжец. Стыдно врать, такой уже большой мальчик – а врешь! И по попе раза дала. Бабушка у нас такая, крутого нрава. Нет, мы в семье детей не бьем! Никогда не бьем, правда. Ну да, вот разочек попало. Но это ж не считается – бабушка была расстроена, не в себе. Кто угодно расстроится, раз внук врет. Вот и подняла руку…

Папа ему тоже сказал: еще раз, мол, наврешь – я перестану доверять тебе навсегда! Ты утратишь мое доверие, сын. Что? Ну нет, конечно же, что значит «перестанет доверять». Это ж так, это в педагогических целях. Мальчику 5 лет, он еще верит, когда с ним папа строго говорит. Это ж все для его пользы!

Вот сосчитайте, сколько раз родители мальчика из описанного примера наврали ему. «У нас в семье детей не бьют» моментально забывается, как только какой-то детский поступок огорчит бабушку. Папино «я перестану тебе доверять» — вообще ничего не значит. Ведь это не говорит о том, что сын, который наврал папе, в свои 5 лет выйдет у него навсегда из доверия, и папа проживет с ним бок о бок долгие годы, как с чужим? То есть, папа припугнул сына, приврал ему, даже сам не веря особенно в свою педагогическую ложь.

И мамино «это для его пользы» тоже, честно говоря, несколько неправдоподобно. В первую очередь, потому, что все перечисленные педагогические «приемчики» производились для того, чтобы с ребенком было удобно. Родителям удобно. Чтобы бабушка отвела душу, чтобы папа почувствовал себя строгим и мужественным воспитателем, чтобы у мамы был шанс поохать «как же трудно воспитывать детей»…

Почему же дети врут? Ответ простой: человек врет тогда, когда правду говорить ОПАСНО. То есть, человека, которому врут – боятся. Боятся, что он накажет, обидит, посмеется, что лишит чего-то ценного.

Например, вспомним, когда врут взрослые? Вот входит в кабинет строгий начальник: «Иванов, отчет готов» — «Да, ВасильПетрович, последние 3 страницы остались!». Вообще-то, осталось не 3 страницы, а40, но мы об этом не скажем – ВасильПетрович может нахмуриться, рассердиться, устроить разнос. Так что проще ему соврать, а потом остаться пару часиков после работы, и все доделать.

Или вот мы врем сослуживице, которая на день рождения накрутила прическу «вавилон» и надела жуткое платье – врем, что её и платье стройнит, и прическа к лицу. Ни то, ни другое – не правда, но хорошие отношения на работе важнее 100% честности. Опять-таки, мы страшимся возможных последствий честного ответа (склоки на работе, обиды и подсиживание) – и предпочитаем сказать неправду.

Вот мужчина врет любовнице: «Мы с женой живем вместе только ради ребенка! Мы с ней чужие давно люди, нас связывает только ипотека». Ясно же – узнай девушка правду («не хочу я создавать с тобой семью, от тебя мне нужен только секс на стороне»), недолго она оставалась бы с незадачливым изменником. То есть, он лишился бы всех удовольствий и сексуальной разрядки. Он это прекрасно понимает, потому и врет.

Вот и ребенок – естественно, ребенок врет, если ему страшно сказать правду. Если сказать правду для него опасно и повлечет за собой негативные последствия. Люди вообще врут ради того, чтобы, если уж не отменить неприятные следствия произошедшего, то хотя бы чтобы их отсрочить.

То есть, ответ простой: если вы хотите, чтобы ребенок вам не врал, не пугайте его возможным отвержением и не наказывайте за проступок, в котором он сознался. Не ставьте в такое положение, когда признаться в случившемся – опасно. Просто любите, дайте понять, что он вам нужен любой и что вы всегда поможете, если что-то пойдет не так.

Кстати, запугивать ребенка и наказывать каждый раз в ситуации, когда он сделал что-то неправильно или попал в неприятности – может быть и действительно опасно для ребенка! Очень, очень часто дети, которые стали жертвой насилия, боятся сказать родителям об этом – потому, что уверены: их обязательно будут ругать! Особенно, если при этом были потеряны или испорчены какие-то вещи или одежда. Представьте себе: ребенок, сам нуждающийся в поддержке и утешении, в ужасе думает о наказании, которое ждет его дома!

Я знаю историю, когда мальчик, потеряв мобильный телефон, двое суток не возвращался домой, шатался по подворотням и переночевал в подъезде. Потому, что знал: дома ругают и наказывают. За мой проступок – меня накажут. Пока обезумевшая родня обзванивала морги и детприемники, ребенок просто боялся идти домой. Ночевка в подъезде показалась менее тяжелым испытанием, чем укоры мамы и папин ремень.

Не наказывайте детей за с ними же случившиеся неприятности. Не пытайтесь уличить во вранье и наказать еще и за это. Просто покажите ребенку, что он все равно важен и ценен в родной семье, невзирая на все неприятности, которые могут с ним случиться.

И тогда врать вам ребенку будет просто незачем…


Понравилась статья?
Чтобы получать свежие статьи психолога, подпишитесь на Telegram-канал