Как справиться личными проблемами и что для этого делать?

 

как справиться с проблемами
Помнится, как-то в метро обратила я внимание на куда-то едущую пару. Явно мама и почти взрослый сын, дебелый мальчик лет 15. Высокий, рыхлый, широкобедрый юноша, не очень уверенно двигавшийся, не очень спортивный. Что-то обсуждали, мальчик рассказывал маме вроде бы о проблемах с учителем. Детально содержание разговора пересказать не могу, да и не вслушивалась я. Но вдруг после какой-то фразы мамаша прямо вскинулась на сына: «Ты! Да как можно такое говорить! Ты что, сам не понимаешь, что ты такое сделал!!!». Сын, несколько обалдев, поинтересовался у мамы, вроде бы «а что я такого ему сказал» и затем «ну и что теперь делать». Мамаша же, похоже, сама не очень знала, что ответить, и выбрала надуться на юношу. А вот ее последнюю фразу, на которой закончился разговор, я помню очень четко: матушка заявила: «Ну, если ты сам не знаешь, то я тебе и говорить не буду!». И отвернулась. Пару остановок ехали в молчании – мальчик в несколько растерянном, мамаша – в осуждающем. Я же, случайная посторонняя свидетельница, вообще глубоко обалдела и была искренне, сильно ошарашена.

Еще раз повторю: она ему сказала: «Если ты сам не знаешь – то и не скажу».
То есть, посыл от мамы поступил такой: не знаешь – ищи помощи и поддержки где-то, не у самых близких. Не знать что-то – это стыдно, маме о таком говорить нельзя, маме надо предъявлять готовые знания, и это твоя проблема, где ты их надыбал. Не знаешь – это твои трудности, старшие и опытные не будут с тобой делиться, а будут только осуждать, тыкать в нос твоим невежеством.
Но он совсем мальчик был! Ему было лет пятнадцать, он действительно мог не знать, что именно и как надо правильно сказать училке. У него чисто физически могло не быть в его недлинной совсем жизни возможности узнать о тонкостях социальных взаимодействий! Но что тебе мало лет, что у тебя нет еще знаний (по совершенно объективной причине), что нет опыта, и, возможно, таланта в этой области (ну не всем же быть урожденными гениями общения) – это твои проблемы.
Да, и еще, думаю, мальчик понял: если у него трудности – от близких людей это лучше скрывать. Потому, что помощи все равно не поступит, а вот постыдить и поиздеваться могут запросто. Я уверена, это не первая воспитательная беседа с сыном в той семье, и, если он с одного раза не уловит идею «решай сам свои проблемы, неумеха» — будут повторять, пока не дойдет.
Мне вот кажется, что это не просто история про некую отдельную вредную мамашку, это о большем. Это об установках нашего общества в целом. О том, что ситуацию, когда человек сталкивается с трудностями, у нас принято воспринимать, как его непосредственную вину или даже злонамеренность, и редко-редко рассматривать с той точки зрения, что у другого действительно проблемы, и он нуждается в помощи и поддержке.
Не очень это принято в нашем социуме. Если кто-то не справляется, делает что-то хуже других (или даже хуже всех) – то его надо заклеймить, повесить на доску позора, пропесочить на родительском собрании. Помогать справиться – не надо. Он ведь не просто так не делает, а НЕ ХОЧЕТ! Поднатужится и сам поймет. А если все еще не понимает – значит, НАЗЛО НЕ ХОЧЕТ.
Это со школы идет, а еще раньше – с родной семьи. Вообще-то, я помню, что даже формальное предложение помощи в отечественной школе выглядело, как снисхождение до презренных двоечников, которые отрывают «нормальных людей» от серьезных дел. Я была как раз в числе хорошо успевающих ребят, и помню, как учительница выделяла мне двоечницу Свету З. для «подтягивания». Никакого спасибо мне за это не говорили, никогда не давали понять, что я делаю что-то важное для товарища – а «подтягивать» органически неуспевающую Свету было тягостно, скучно и отнимало массу времени. Да, она и не понимала ничего – особыми педагогическими талантами я в 4 классе не блистала. Нужно ли говорить, что показывать мне, что нужно делать, чтобы неуспевающий одноклассник понял неясное ему правило, мне никто не стал? Как хочешь, так и учи ее, Песталоцци малолетняя.
Вообще, как-то любые, создаваемые кем-то сложности, в нашем обществе автоматически принято рассматривать, как злонамеренность самого человека. Не очень принято учить и научаться, не принято показывать «вот я был – а теперь я стал!» или «вот у меня были проблемы – а теперь я с ними справился». Человек рассматривается, как цельное существо, которое если не может – то и не может. И все! А если может – то вот щас выйдет на серединку и покажет класс! Просто потому, что сам собой таков, а не потому, что учился, менял преподавателей, тренировался на износ, старался и рос над собой. Он «ТАКОЙ», а я «ЭТАКИЙ». Не жили богато, и начинать не будем. Так что, раз в Большом театре нам не блистать, давай, Вася, еще по пивку.
Мне кажется, это еще связано с отсутствием культуры спорта, особенно – физкультуры и фитнеса для взрослых. В отечественной традиции спортом начинают заниматься школе: приходит тренер, отбирает перспективных, они тренируются, понемногу отсеиваются. Спортом принято заниматься, пока молод, пока (сам по себе) здоров, пока сердечко позволяет и пивной живот не нарос. То есть, опять-таки, эксплуатируются природные задатки, которые либо «есть», либо «нет». А когда кончается резерв природных задатков – баста. Зрелые, взрослые, рыхлые – они-то стыдятся выносить в зал пивные брюшки (которые как раз и стоило бы порастрясти), стесняются, что не могут бегать долго и задыхаются (и отсутствие нагрузки и приближает инфаркты). Мышцы слабеют, дрябнут, падает энергия. «Старый я уже, поздно». Ну и не начинает заниматься, ничего не делает, чтобы ситуацию изменить. Повторюсь, это не в олимпийском спорте, а всего лишь в любительской физкультуре и фитнесе! Основная задача которого – улучшить форму обычного человека, а не выковать чемпиона.
А ведь фитнес для взрослых – это как раз постепенное, в течение полутора лет, превращение рыхлой тетки в подтянутую энергичную привлекательную даму. Или перерождение дебелого дядьки в мускулистого эффектного мужчину. Нет, такие вещи как-то не приняты у нас, все-таки привычнее «либо есть, либо нет». Редкие в наших краях бодибилдеры владеют тайной, как надо сосредоточиться на цели, как организовать питание и спланировать тренировки на два года вперед; и их сайты практически незаметны среди истерически мигающих баннеров «не ешь всего лишь три продукта, и ты похудеешь на 15 кг за неделю!» И именно потому, что наши люди не представляют себя где-то посередине большого пути, многие пытаются похудеть одним, решительным рывком: три недели на отварной гречке, и я королева пляжа!
Ну, или к психологу люди часто ходят тоже одним, решительным рывком: одна моя знакомая пара пошла к психологу в предразводном состоянии, встретились с ним ровно один раз, потом еще пеняли, что на той единственной встрече тот психолог «ничего полезного не сказал» (!!!). А что он им мог сказать, они к тому моменту уже серебряную свадьбу отпраздновали? Какое такое может быть сказано «слово заветное», чтобы перевесило 25 лет брака? Ну они развелись, конечно. Чудес не бывает. С психологом – это ведь тоже длительная, серьезная работа. Постепенное решение проблем, понемногу, по шагам. А не так, чтобы сказал «волшебное слово» — и наш брак спасен, дети послушны, карьера успешна…
Я к чему весь этот пост написала-то? Да к тому, что ЛЮДИ МЕНЯЮТСЯ. И вы, читающие эти строки, можете поменяться. И серьезно приблизиться к тому, чтобы стать другими – такими, какими хотите быть. Чтобы приобрести желаемые качества, чтобы справиться с проблемами и трудностями. Но это может быть дольше, чем кажется, и будет происходить постепенно.
Но это возможно. И если ты, читающий эти строки, сейчас не такой, как хочешь, и жизнь твоя не такова, как нравится, то помни: это можно изменить. Но, вероятнее всего, произойдет это не рывком, не вдруг, не прыжком с ровного места. Постепенно, мелкими шагами, по чуть-чуть, но неуклонно приближаясь к цели.
Поверьте, это работает.


Понравилась статья?
Чтобы получать свежие статьи психолога, подпишитесь на Telegram-канал