Работа с частями личности в гештальт-подходе

 

stul

Описание клиентской работы с недавней обучающей группы (с некоторыми сокращениями и обобщениями).
В роли клиента –– я, в роли психотерапевта –– Маша.

– О чём хочешь поговорить?
– У меня есть одна тема… Я никак не могу себя заставить планомерно работать.
– Давай посмотрим, что ты делаешь для этого.
– Ну вот, я сажусь писать тексты… И никак не могу себя мобилизовать. Отвлекаюсь — на интернет, домашние дела, прокрастинацию разную…
– То есть, в тебе живут как бы две части? Первая –– та, что считает, что надо работать и писать, а вторая –– которая хочет лениться и развлекаться?
– О да!
– Давай на них посмотрим? Хочешь, мы поговорим с обеими твоими частями?
– Хорошо, давай
– Возьми пару стульев, поставь их напротив друг друга, чтобы обе твои части могли общаться. Какой из стульев будет что обозначать?
– Они как раз разного цвета. Ну вот этот, элегантно-чёрный –– будет моя деловая, разумная часть. А вот этот, светлый, беленький –– моя творческая, необузданная и яркая часть…
– Куда хочется тебе сесть в первую очередь?
– Вот сюда, на чёрный стул разума и организованности.
– И как тебе тут?
– (тихо) Мне грустно. Я в печали. Я хочу сказать этой второй, которая сидит на белом стуле креативности, что нам надо работать, что надо писать, что надо много чего сделать. И ещё я понимаю, что не будет она меня слушать, что нет над ней моей власти. Я подавлена.
– А что ты хочешь сказать ей, той, другой?
– Ну работать же надо! Ну мы пропадём же, если будем лентяйничать без конца! Нам есть будет нечего! Ну давай, пожалуйста, я уже и не знаю, как тебя увещевать!!! Нам надо работать, делать дела! А она не работает!
– А теперь сядь на другой стул. На тот, на котором ты –– творческая и пишущая часть. И как тебе тут? Что ты можешь сказать другой своей части?
– … Хех. Ну вот смотрю я на ту часть на чёрном стуле –– она такая организаторская, менеджерская. И хочу ей сказать: ничего ты со мной не сделаешь, бебебе! Ни-че-го! Никаких рычагов управления у тебя нет!
– Ещё что-то хочешь ей сказать?
– Ну да. Я ей, конечно, в чём-то сочувствую, ну да, она должна заставлять меня работать и вообще нам надо делать дела. Но это не мои проблемы, это она менеджер, а не я!
– А ты видишь, что обе твои части как-то не очень сотрудничают? Что они обе — «это не мои проблемы, это всё она!» И в итоге они обе бросают друг друга. Тогда как вам нужно делать общее дело на общую пользу, видишь, что происходит?
– Да… А ещё я вдруг ощутила, что та часть, которая творческая, она, конечно, сильнее и заставить её никак нельзя. Но ощущения там –– как у ребёнка на празднике непослушания. Ну вроде и добилась я, чего хотела, и ушла от взрослого надзора и скучных правил, а что теперь делать –– не знаю. И сознаваться в этом неловко и неуютно… И гордо делаю вид, что мне нравится эта моя свобода, хотя вот не настолько она уже мне и нравится!
– …Хорошо, наше время заканчивается, что ты берёшь с собой по итогам нашей работы?
– Мне нужно очень о многом подумать. Здесь произошли очень важные вещи и я многое ещё должна обдумать и осмыслить. Так что –– спасибо огромное!

Выкладываю тут, чтобы не забыть и как пример гештальтистской работы с частями личности.
Да, мы умеем в это. Мы круты. ̶С̶ ̶н̶а̶м̶и̶ ̶П̶е̶р̶л̶з̶.̶


Понравилась статья?
Чтобы получать свежие статьи психолога, подпишитесь на Telegram-канал