Психология везучих людей: как они это делают?

 

vezunchikМоя преподавательница любила говорить: «Везёт тем, кто сам себя везёт». Всё так, трудолюбие, настойчивость и самостоятельность важны, однако — вот почему одним регулярно выпадают счастливые случаи и удачные знакомства с интересными людьми, а другие так всю жизнь за печкой и сидят? Чтобы «самому себя везти», всё-таки нужно «впрячься в правильную телегу», а откуда она у обычного человека?

Кажется, я кое-что поняла. Сейчас всё объясню, только сперва расскажу про один эксперимент по психологии внимания.

gazeta

Неудачники слишком заняты рутинной работой, чтобы обращать внимание на заманчивые предложения

Эксперимент с газетой
Британский психолог Ричард Вайзман исследовал личностные характеристики удачливых людей. Он разместил в газете объявление, где попросил связаться с ним тех, кто считает себя либо аномально везучим человеком, либо полным неудачником. Затем долго следил за набранными испытуемыми — проводил интервью, просил заполнить опросники, вести дневники самонаблюдения. Наконец, Вайзман провёл серию экспериментов. Испытуемым выдавалась газета и инструкция: пересчитать в ней иллюстрации. Выяснилось, что подсчёт занимает около двух минут с небольшим. Но не для всех: те участники, которые называли себя везунчиками (и предыдущий их жизненный опыт подтверждал это), тратили на задание несколько секунд. «Везунчики» не были какими-то особенно скоростными, просто дело в том, что на второй полосе газеты было напечатано огромное объявление: «ПРЕКРАТИ СЧИТАТЬ: В ЭТОЙ ГАЗЕТЕ РОВНО 43 ФОТОГРАФИИ». Крупными, заметными буквами. Но те испытуемые, кто считал картинки, не отвлекался на всяческую ерунду вроде чтения заголовков и честно выполнял задание от начала до конца. Честно считали картинки до конца именно «неудачники».
В другой раз в газете красовался столь же крупный заголовок: «Прекрати считать и сообщи экспериментатору, что видел это объявление, и он даст тебе 250$». Вы уже догадались, наверное: и это объявление заметили тоже только «счастливчики», которым по жизни везёт, а «неудачники» опять напряжённо считали картинки.
Чем же отличались эти две группы испытуемых? Кто они — люди, которым удача сама падает в руки? И чем они лучше тех, кому тотально не везёт?

По результатам исследований Вайзман установил, что «счастливцы» не умнее, не талантливее «неудачников» и точно не обладают какими-то особыми чертами характера. Кроме одной: неудачники напряжены и сосредоточены на задании, менее расслаблены и не склонны замечать никаких изменений в окружающем.

То есть, количество удачных возможностей оказалось для всех равным (всем выдавали одну и ту же газету с предложением заплатить 250$), вот только одни могли заметить этот шанс, а другие — нет. И «невидимыми» новые возможности для человека делает его зашоренность, стереотипность, настроенность на определённую задачу. Упёртость, если хотите. Если вы очень заняты повседневными рутинными делами и никто вас не предупредит о том, что сегодня на улице будут раздавать по 250$ всем желающим, то имеете все шансы не заметить этого и не воспользоваться возможностью.

Фактически, «счастливцы» просто более открыты новым возможностям. Счастливчики просто чаще оказываются в местах, где с ними может произойти что-то. Удачники чаще пробуют новое и, соответственно, чаще, чем средний человек, ошибаются —  с вероятностью 50 на 50. Но везунчики ещё и не зацикливаются на плохом, быстро оправляются от неприятностей, не ругают себя за ошибку и снова готовы испытать что-то свеженькое. Неудачники же постоянно ходят привычными, проторёнными дорожками. Они честно выполняют свою работу (например, считают картинки), но не отвлекаются на всякие новации и заранее настороженно относятся к перспективе рискнуть на что-то незнакомое. Если невезучий и согласится попробовать непривычное и потерпит неудачу — будет долго её помнить, ругать себя и долго ещё не ввязываться в авантюры. Неудачникам нужны гарантии — а гарантий в мире как раз нет.

neudachnik

Среднестатистический человек не готов пробовать что-то новое и впускать в свою жизнь свежие идеи

Результаты исследований показали, что удачники:

  • Настроены жизнерадостно и позитивно (в том смысле, что прощают ошибки себе и другим и скорее ждут от жизни хорошего, чем стараются избегать дурного);
  • Охотно пользуются предоставляющимися возможностями (и сами эти возможности создают);
  • Слушают внутренний голос (интуицию), когда принимают решение

Интересно также то, что счастливчики имеют собственные психологические техники по «приманиванию удачи», и почти все эти техники — о том, как разнообразить повседневные переживания, внести в них изменения. Например, один участник исследования регулярно менял маршруты от дома до работы. Другой счастливчик играл сам с собой в социальные игры: идя на вечеринку, решал, что сегодня заговорит со всеми мужчинами в тёмном или с женщинами в белом. Тут уж хочешь-не-хочешь, а приходится затевать разговоры и знакомиться даже с теми, с кем общаться не планировал.

Любые изменения вносят в жизнь небольшой, но стресс и заставляют встряхиваться, выпадать из привычного состояния — а, значит, замечать всё новое, потенциально несущее перемены. Ведь если с обычным человеком и происходят удачи — то только потому, что он оказался в нужное время в нужном месте. И практически всегда это новое место отличается от нахоженных тропок повседневной жизни.
Среднестатистический же человек стремится как можно скорее сделать повседневные действия привычками и дальше бегать по кругу повторяющихся рутин, как говорится, «не приходя в сознание». Для обычного человека (не говоря о неудачнике) изменение — это неудобство и стресс, которого он старается избегать. И только привычка к переменам делает удачников такими везучими.

Но перемены — всегда несут стресс и чувство опасности. Привычный ход вещей может быть скучным и осточертевшим, но самое главное: он безопасен. В привычном не будет неприятных сюрпризов, а любые отклонения от рутины несут в себе как приятные, так и неприятные новшества. И среднестатистического человека (и тем паче — для неудачника) не настолько сильно манят приятные перспективы, как пугают возможные неприятности.
Неизведанное пугает.

Для описания готовности встретиться с новым есть специальный психологический термин: «толерантность к неопределённости».

Толерантность к неопределённости подразумевает:

  • умение работать в условиях недостатка информации;
  • способность принимать решения в вероятностной ситуации (когда исход не гарантирован, например, с вероятностью 40% будет результат А, а с вероятностью 60% — результат Б);
  • удерживать в голове множество противоречивой информации и при этом не терять способности эффективно действовать;
  • справляться с изменчивостью и непонятностью окружающей среды.

Фактически, у «счастливчиков» толерантность к неопределённости существенно выше, а у «неудачников» она низка. Неудачник тревожится, опасается перемен, склонен вцепляться в первое попавшееся решение и следовать ему (поскольку находиться в «подвешенном» состоянии для него невыносимо) — поэтому, кстати, неудачники верят в простые, пусть и неверные решения и неохотно меняют убеждения, даже когда они не соответствуют действительности.

pod-odeyalom

Мир так жесток, а одеялко и конфеты никогда тебя не предадут

Так что же делать? Если любые перемены вызывают стресс и больше всего хочется забиться под одеялко и под ним укрываться от бушующих жизненных невзгод?

Толерантность и открытость к новому можно развивать
Я помню, как однажды знакомая (назовём её Марина) рассказывала мне о своём опыте видения нового. Марина — дама высокая (выше 180 см), крупная, и, соответственно, одежду и обувь по размеру найти для неё непросто. Марина рассказала, как однажды, много лет назад, когда только появились обувные и одёжные рынки, она бродила по такому рыночку в поисках элегантной женской обуви 44 размера. Обувь не попадалась. Марина злилась и отчаивалась. И тут вдруг вспомнила: ведь недавно она прочитала книгу по некоей методике «Симорон», где давался совет: для достижения чуда нужно сделать что-нибудь неожиданное! Ну, Марина и отколола. Она вышла на площадку между рядов на рыночке …и энергично сплясала. С прикриками, притопами, размахивая руками и даже подпрыгивая (рост у неё, напоминаю, за 180 — она заметная фигура). И Марина рассказывает, как практически сразу, в первом же обувном ряду рынка, куда она завернула после своей яркой гастроли, она купила симпатичные туфельки большого размера, удобные и комфортные (и носила потом их ещё несколько лет).
Да, я тоже знаю, что такое Симорон. И нет, я его не рекомендую (это даже не совсем психология). Но принцип в этом методе используется схожий: сделать что-то неожиданное (в первую очередь, для самого себя), открыть горизонты сознания, и тогда замыленный взгляд может смениться на возможность увидеть новые возможности. Ну вот же, Марина так себе туфли наплясала.

А можно ли натренировать у себя открытость к новому? Ну, скажем, стоит использовать методы, которые учат видеть свежие краски в уже привычном :

  • Телесные практики вроде йоги, цигуна, контактной импровизации в танце. В них нужно постоянно открывать нечто новое в собственном теле, прислушиваться к ощущениям в мышцах, на которые в повседневном состоянии обычно не обращают внимания.
  • Посещать новые места и получать новые впечатления. Можно по миру кататься-путешествовать, можно в магазин ходить каждый раз новой дорогой, а можно делать так, как я вычитала в одном блоге по саморазвитию: брать с собой фотоаппарат и по пути из дома на работу каждый день делать 10 снимков неожиданных мест вещей, привлекших внимание. И тогда навык видеть чудо в каждой травинке, в каждом камушке и трещинке стены позволит увидеть то новое, которое подкинет жизнь.
  • Практиковать медитацию, а значит обращать внимание на свои внутренние состояния, улавливать телесный отклик и душевные движения, воспринимать нюансы, оттенки, полутона происходящего с тобой в этот момент.
  • Потренироваться выдерживать скуку и ничегонеделание. Это значит — в состоянии ожидания не хвататься лихорадочно за телефон в поисках новой мусорной информации, а вытерпеть бездеятельную паузу, не заполняя её внешними раздражителями. Гарантирую: этот опыт очень и очень расширит чувствительность к внешним раздражителям, заставит обращать внимание на окружающий мир и размышлять о сиюминутном и вечном. Попробуйте.

Но, естественно, во всех этих методах нужно практиковаться. Сама собой удача не придёт — только к тем, кто натренирован её видеть и слышать, кто ухватит возможность за хвост, когда она промелькнёт мимо. То есть, «повезёт тем, кто сам себя везёт».


Понравилась статья?
Чтобы получать свежие статьи психолога, подпишитесь на Telegram-канал