Если завести собаку, станет ли ребенок аккуратнее?

Заводить ли ребенку собаку
Письмо из рубрики «Вопрос психологу»

мой ребёнок постоянно дома один, в комнате постоянный беспорядок, но моя дочь хочет собаку. Я считаю,что она не будет за ней ухаживать, потому что она не может в комнате убрать, но недавно в интернете видела, что собака наоборот может заставить ребёнка к уборке да и не будет так одиноко одной в квартире, подскажите заводить собаку или нет??
Ирина

Ирина, я понимаю, насколько вы в непростом положении. Вы, несомненно, заботливая мама, пытающаяся сбалансировать заботу и воспитательные меры к ребенку. Но, если честно, никакая собака сама по себе не сможет сделать ребенка аккуратистом. Ведь «завести собаку» — это тот же самый не работающий на людях метод из серии «где у него кнопка». Нет и не может быть никакого волшебного способа разом превратить обычного, не замороченного уборкой ребенка в ревнителя чистоты, все кладущего на места.

Ну да, сколько фильмов поставлено на эту тему – ребенок мечтает о собаке! Собака – друг и компаньон, и несомненно, ребенок, выросший с собакой – более счастлив, чем тот, у кого животного не было. Но если за щенка в семье придется платить вечной маминой задерганностью, усталостью и раздражением, то, может, и не надо?
У меня у самой долгие годы жили собаки, и я знаю, что это – большое удовольствие и обычно любимый член семьи. Но собака – это ведь и ответственность, и дополнительные нагрузки. Гулять 2-3 раза в день, в любую погоду, при любом самочувствии и степени усталости (один раз наша терьерша заставила меня выползти на прогулку с температурой 39 – никого больше дома не было, а собаке было очень надо). Плюс – животные болеют, и это тяжело почти так же, как и болезнь ребенка. Их надо лечить, причесывать, ухаживать, убирать за ними и смириться с тем, что, возможно, некоторые предметы мебели будут разгрызены и растерзаны.

В общем, одно могу сказать точно: «волшебной таблеткой», разом перевоспитавшей вашего ребенка, собака точно не станет. С этой целью ее заводить не надо, не мучайте себя и животное.

Не сможет собака сделать вашего ребенка аккуратистом еще и по одной причине: понимаете, Ирина, когда вы требуете, чтобы в комнате было убрано, вы требуете, чтобы соблюдался ваш личный стандарт чистоты. То есть, чтобы степень прибранности, вымытости и разложенности по полочкам соответствовала вашим, Ирина, вашим личным представлениям о том, где что должно лежать и как что должно быть помыто. НО!!! Ну не собака же будет доносить до ребенка ваши требования к приборке, да? Не собака будет рассказывать, как и что на полки класть и как часто вытирать пыль. Воспитание аккуратности – постепенный и медленный процесс, а бойкий щенок, грызущий все подряд, вам в этом точно не помощник.


Это мамина работа – привить девочке свои требования чистоты. Я понимаю, видимо, много раз вы ей говорили, как и что нужно прибирать. Но, вообще-то, дело тут не только в нравоучениях – попробуйте задать конкретные стандарты, выполнение которых и требуйте.

Приведу пример. Как-то знакомая пожаловалась мне: «Вот, мол, дочка моя, 11 лет, помыла посуду. Я прихожу на кухню, смотрю и говорю: нет, я не приму у тебя эту работу. Почему пол мокрый? Почему ты не убрала в холодильник сыр? Нет, ты неправильно убираешь!». А по-моему, это чистая игра в угадайку с ребенком. То есть, девочка сама должна догадаться, что именно нужно делать, а если что-то не вспомнит или не знает – мама будет ее распекать и будет недовольна! «Поди туда, не знаю куда», а если не угадаешь, куда идти — мама будет ругаться.

Мне кажется, нужно идти обратного: сперва предложить дочке четкие требования, стандарты, а потом требовать их соблюдения. Так и вы будете знать, что спрашивать с девочки, и сможете договориться о том, что именно должно быть выполнено, чтобы дочка имела право на собаку. В случае с чистотой – попробуйте метод, которым пользуются менеджеры в гостиницах, так называемый «чеклист», то есть, список дел, которые должны быть выполнены горничной при подготовке номера. Когда работа выполняется, напротив пункта списка ставится галочка, и горничная переходит к другому пункту. Например:

  • Застелить кровать свежим бельем
  • Вытереть стол
  • Протереть подоконники
  • Вымыть пол
  • И т.п.

У горничных в гостиницах списки довольно длинные, но и для домашнего использования этот метод вполне годится. Например, в моей семье при мытье посуды тоже, считай, был чеклист (так нас с сестрой мама воспитывала). Я всегда точно знала, что, когда меня зовут помыть посуду, я должна:

  • Сперва – убрать скоропортящиеся продукты (хлеб, сыр, сметану). Это всегда первый пункт списка!
  • Убрать со стола посуду;
  • Разобрать сушилку, вынуть из нее высохшую посуду (чтобы на нее не стекала вода от свежепомытой);
  • Помыть посуду, поставить ее в сушилку;
  • Вытереть со стола крошки и следы трапезы;
  • Если нужно – вытереть пол (например, если разлила на него воду) или подмести

Все! Если я все сделала правильно, то я знала, что я молодец и соблюдаю мамины стандарты аккуратности. Стол чистый, сухая посуда в шкафу, помытая – в сушилке, продукты убраны и не испортятся. А я смело шла гулять и читать. Если нет – то от меня требовали выполнить недоделанное; значит, шла и домывала.

По-моему, чеклисты и стандарты – удобный принцип.

Ирина, понимаете ли, пока мама просто заявляет, что «в комнате дочки беспорядок», то совершенно непонятно, что делать, чтобы был порядок. Непонятно, куда двигаться и что менять – общие слова про «беспорядок» очень субъективны. Попробуйте составить чеклисты для определения порядка, обязательно обсуждая свои стандарты аккуратности с дочкой. Обсудите, что именно порядок для вас, а что — для нее. Совместно утвердите общий чеклист и потребуйте от ребенка соблюдения этих стандартов. Поверьте, самой девочке будет тоже гораздо удобнее, когда она точно будет знать, что мама от нее будет требовать. Если что-то не сделано – можно ругать. Сделано дополнительно – хвалить, конечно же, дочка будет счастлива получить мамино признание. Произвольно, без обсуждения добавлять пункты в чеклист нельзя!!! Это очень важно, поверьте.

Ну и с собакой будет определиться проще: сперва можно договориться с девочкой попробовать, как она сможет выполнять установленные стандарты, которые нужны для содержания щенка в доме. Составить список, взять «испытательный срок», потом обсудить с ребенком, что получилось, а что нет…

Ну а еще … можно взять «пробную собаку»! Да-да, можно брать щенка на время и при этом не быть жестоким и не выкидывать животное, если оно «не подошло» (или девочка не справилась с уходом). Дело в том, что в Москве есть благотворительная организация «Собаки-помощники инвалидов» , которая выращивает животных-поводырей для слепых людей. Вы можете взять щенка и постараться вырастить его. При этом, если у вас что-то не получится или вы передумаете, вам не нужно будет проявлять жестокость – вы просто вернете животное обратно в благотворительную организацию. Правда, такая собака в любом случае будет с вами недолго, 6-12 месяцев, пока ее не передадут инвалиду, для которого растят. Но этого времени точно достаточно, чтобы понять, нужна ли вам собака «совсем ваша». Ну и, опять же, вы поможете вырастить друга для какого-нибудь слепого человека, которому нужна помощь.


Понравилась статья?
Чтобы получать свежие статьи психолога, подпишитесь на Telegram-канал