Архив рубрики: рецензия

Одержимость (2014) — рецензия на фильм

Whiplash-2

В оригинале фильм называется Whiplash — по имени джазовой композиции, которую репетируют в фильме в студенческом оркестре. А вообще это отличный фильм о том, к чему приводит встреча с социопатом.
Знакомьтесь: Теренс Флетчер, известный дирижёр и ведущий преподаватель консерватории Шеферда. Он социопат (хотя в первых кадрах мы этого ещё не знаем).
А это — девятнадцатилетний Эндрю Нойман, студент-первокурсник этой же консерватории по классу ударных инструментов. Юноша влюблён в свои барабаны и готов разучивать партии в одиночестве часами. За этим занятием и застаёт его Флетчер. И приглашает его в свой состав оркестра. Эндрю польщён — маститый дирижер обратил на него своё внимание, это такие возможности для карьерного прорыва! И Эндрю старается изо всех сил.

Флетчеру, кажется, нравится то, что делает молодой человек. Или нет?… Никогда нельзя быть уверенным в том, что именно думает Флетчер. Вот он изо всех сил нахваливает юношу, называет «избранным» — а через минуту орёт на него и выгоняет из оркестра. Эндрю разбит и раздавлен, вынужден собирать себя по кускам после того, как его надежды в очередной раз обмануты.
Весь фильм — история того, как социопат играет с юным музыкантом, как кошка с мышкой. То поманит похвалой и волнующими перспективами («По итогам прослушивания вас могут взять в оркестр Линкольн-центра, так что старайтесь изо всех сил!»), то вопит, называет ничтожеством, использует самые обидные оскорбления. И непонятно, какая муха его сегодня укусит, в каком настроении Флетчер будет сегодня.

Почему Флетчер — социопат? Может, он просто грубый дядька с плохим характером, который любит поорать на новичков?
О нет, он ведёт тонкую и отчётливо заметную в фильме игру.

Например, как вот как Флетчер доводит Эндрю в первый раз.

Читать далее

О важности новых навыков и опыта (а не только осознаний)

 

novye-svyazi-v-mozge-3Осознания недостаточно. Одно только голое осознание –– это, считай, ничего. Изменения появятся после длительной направленной работы.
Об этом мало кто пишет из коллег-психологов, и я писала об этом немного. Потому что осознание –– это круто и красиво, это инсайт и катарсис, это сильные и бурные эмоции клиента, это переворачиваемая на моих глазах с ног на голову жизнь. «А что, так можно было? Так это что, выходит, я могу не только о чужих чувствах и нуждах заботиться, но и о своих собственных? Правдааа? И я могу разозлиться и разгневаться, и даже сказать кому-то «нет», и небо за землю не упадёт? Я что, тоже имею право, тоже могу? И не я — источник страданий окружающих, и я тоже имею право чего-то хотеть?… Ух ты!…»

Катарсис — очень красивая и зрелищная картина, конечно, такое хочется описывать и этим делиться. И психотерапевт, побывав свидетелем катарсиса клиента (и ощущая, что сам его инициировал), чувствует себя приятно-усталым и очень нужным: вот ведь какие вещи с человеком происходят отчасти и благодаря мне! Глобальный жизненный переворот, очень важная точка принятия судьбносных решений, крупное осознание! Не фунт изюму!
А та тихая и постепенная работа, которая приближает яркий инсайт или происходит потом, после него — не так красива и мощна, поэтому её описывать скучно и не так красочно. Её и не описывают, редко о ней говорят –– но она важнее.

Читать далее

Дом из песка и тумана (2003) — рецензия на фильм

 

kinopoisk.ru

История, рассказанная в этом фильме, вращается вокруг дома на берегу моря. Он старый, уже не в очень хорошем состоянии, запущен и нуждается в ремонте. Но так получилось, что именно за владение этим домом развернулась борьба нескольких людей. Изначально хозяйкой дома была Кэти Николо, девушка, переживающая целую серию жизненных кризисов: от неё ушёл муж, она борется с алкогольной зависимостью и, похоже, депрессией. У неё нет сил ни следить за домом, ни даже открывать приходящую почту, поэтому она пропускает письмо о том, что её дом, в связи с неуплатой налога, будет продан с аукциона. Кэти выселяют, а в её дом заезжают чужие люди –– бежавшая из Ирана семья полковника Массуда Берани. Они политические беженцы, отчаянно пытающиеся сохранить привычный образ жизни и остатки былого благосостояния.

Читать далее

Ты не ты (2014) – рецензия на фильм

kinopoisk.ru

Это фильм о встрече двух людей. Одна – двадцатилетняя почти отчисленная студентка, певица-неудачница Ребекка (все зовут её Бек), жизнь которой идёт вразнос: близкие ею недовольны, работу она по причине своего тотального раздолбайства найти не может, спит со своим профессором из колледжа (и с дюжиной парней кроме него) и только и делает, что кропает песенки, которые даже спеть на людях стесняется. А другая — тридцатипятилетняя Кейт, замужняя дама, бывшая пианистка, с законченным колледжем, любящим мужем, своим домом, респектабельными друзьями. Вот только у Кейт боковой амиотрофический склероз (БАС) –– прогрессирующее неизлечимое заболевание (то же самое, которым болен Стивен Хокинг). Прогноз на перспективу –– от 2,5 до 3,5 лет жизни (долгоживущий Хокинг уникален, обычно от БАС умирают очень быстро — по одной отказывают жизненные системы). БАС необратим, стремительно прогрессирует, и надежд у Кейт никаких. Она старается сохранять остатки достоинства и самостоятельности, когда тело перестаёт слушаться на глазах. Получается у неё очень плохо.

Тяжелее всего, конечно, с окружающими: они сами страдают, видя как их когда-то смелая и самостоятельная близкая на глазах разваливается. Первое побуждение — прийти на помощь и сделать всё за неё (так поступает муж Кейт, Эван, который пытается быть её руками и ногами). Либо же, как близкие подруги, подбадривать её морально: «Ты сможешь это снова делать, когда окрепнешь» –– «Я не окрепну» –– обрывает их Кейт, и в комнате повисает тяжёлое молчание. Кейт себе не врёт, а подружки просто не знают, что делать и что такого жизнерадостного сказать обречённому, неминуемо и быстро угасающему человеку.

Читать далее

Кен Уилбер «Благодать и стойкость»

 

blagodat-i-stoykostПосоветовал мне некогда один хороший человек эту книгу –– «Благодать и стойкость» Кена Уилбера. Книга про то, как умирала от рака его жена, Трейя. Конечно же, я полезла в википедию и через пять минут для меня не осталось в содержании никакой интриги: Кен и Трейя познакомились, полюбили друг друга, очень быстро (через 4 месяца после знакомства) поженились, а ещё через неделю у Трейи был обнаружен рак — один из самых агрессивных видов, злокачественная карцинома. Трейя прожила ещё почти шесть лет, в течение которых безостановочно лечилась. Но рак распространялся, постоянно усиливался и всё оказалось бесполезно. О том, как семья Кена и Трейи прошла через испытания болезнью и умиранием, и написана эта книга.

А ещё из интернета я узнала, кто такой сам Кен Уилбер: он философ, мистик, эзотерик и создал концепцию интегральной психологии и философии (которая настолько всеобъемлюща, что процесс вникания в неё я отложила на потом). Главное, что стало понятно: это крупный современный мыслитель (родился в 1949 г.). После смерти жены от рака в 1989 году он так и не женился снова и живёт один, отдавая всего себя разработке своей философской концепции.

Само описание умирания меня не пугало –– я и Толстого читала («Смерть Ивана Ильича» фактически вся вот про это –– про умирание от опухоли), и мало ли где ещё в русской классической литературе герои продолжительно умирают и борются со смертью. Но книга меня захватила, и чем дальше –– тем было интереснее. Я даже удивилась, как мало оказалось в ней смерти и протеста, и как много живой жизни, со всеми её радостями и огорчениями. Огорчений было немало, и большинство –– совсем не из-за рака. Хотя, если честно, я из книги узнала множество подходов к лечению рака, и альтернативных и классических (Трейе, правда, в итоге ни один не помог).

Важные вещи, которые я вынесла из книги:

Читать далее

Всё ещё Элис (2014) — рецензия на фильм

 

alice-on-beachЭлис Хауленд – профессор лингвистики Колумбийского университета, блестящая учёная, преподавательница, на лекции которой приезжают со всей страны, автор классического учебника по лингвистике. Она живёт размеренной жизнью университетского профессора: интересная работа, восхищённые студенты, любимый муж, уже выросшие чудесные трое детей (старшая замужняя дочь начинает заговаривать о скорых внуках). Вот только… небольшие проблемы начинают всё более и более чувствительно укалывать Элис: например, она запинается на лекции, из головы выскакивает элементарный термин. Профессор Хауленд отшучивается, никто ничего не заподозрил. Вылетевшее слово приходит в голову позже — такое со всеми случается.

alice-lectureОднако непонятные сложности нарастают, и Элис дисциплинированно обращается в университетский медицинский центр и сообщает о проблемах с памятью и нарушении ориентации в пространстве: недавно она заблудилась на пробежке в кампусе. Да, это что-то странно-пугающее. Элис озвучивает свои страхи: опухоль в мозге, рак, смертельная болезнь. Но результат диагностики ошеломляет и сваливает с ног: ранний Альцгеймер.
Элис в ужасе и отчаянии. Она спорит с врачом, но через некоторое время спорить становится бесполезно – слишком много признаков. Родные не в силах принять этот диагноз: как? Женщина в полном расцвете сил, на вершине академической карьеры, мать и жена, умница и чудесный человек. И вдруг – такая нелепая, неотвратимая, разрушительная болезнь?

Поначалу всё идёт почти так же, как и шло раньше. Элис выкручивается на лекциях, выезжает на прежних наработках и оставшихся знаниях, но студенты (а у неё отборные студенты) начинают догадываться и пишут негативные отзывы на работу профессора (это американский университет, там учащиеся дают обратную связь по итогам работы преподавателя). Элис вынуждена признаться своему завкафедрой и он отстраняет её от работы.

Читать далее

Ирвин Ялом — «Лечение от любви» (рецензия на книгу)

 

lechenie-ot-lubviУ меня был перерыв между клиентами, я цапнула с полки перед кабинетом книгу – оказался Ялом, «Лечение от любви». Я уже читала, конечно, но когда-то давно, и лучше всего помню историю из рассказа «Толстуха» (есть в этом же сборнике). Остальные – как-то смутно. Поэтому взялась перечитывать. Так вот, зацепил первый же рассказ (давший название всему сборнику), то самое «Лечение от любви». Прежде я смутно помнила, что да, вроде там была какая-то история пожилой дамы по имени, кажется, Тереза (оказалось — Тельма), влюблённой в молодого мужчину (оказалось – её бывшего психотерапевта, Мэтью). А теперь перечитала, соответственно, уже совсем другими глазами. И сильно меня зацепило: вот зачем он с ней так? Я имею в виду – терапевт, Ялом. Автор книги. Зачем он её, Тельму, вообще с таким пылом лечил? Зачем было вообще лечить женщину от любви? Для чего?

Дальше будут спойлеры. Ну, я предупредила.

Читать далее

Эда Ле Шан «Я никогда больше не буду толстой» (рецензия на книгу)

 

ya-bolshe-nikogda-ne-budu-tolstojЯ всё думала — откуда мне так знакома фамилия автора? И только после того, как начала читать, я осознала: да это же та самая Эда Ле Шан! Детский психолог, её бестселлеры и на русский переведены, например, «Если ребёнок сводит вас с ума». Классик детской психологии, корифей и авторитет с мировым именем. И она написала книгу о собственном опыте похудения.

Долгие годы Эда была полной (см. фото ниже), располнела она в 9 лет и с тех пор безуспешно пыталась стать стройнее. И вот в 54 года, когда она уже была авторитетным психологом и мамой взрослой дочери, она приехала в клинику Дарем, специализировавшуюся на похудении.

Скажу сразу: более полезного, разумного и ценного обсуждения психологии похудения, чем в этой книге, мне ещё не попадалось (хотя, честно говоря, обложка совершенно дурацкая — безликое стоковое фото неизвестной девицы с сантиметром). Причём сама методика сброса веса как раз спорна и не факт, что лично мне бы она подошла — рацион состоит практически из одного риса с фруктами и овощами, плюс большие кардио-нагрузки: худеющие только и делают, что гуляют по окрестностям. Зато Эда Ле Шан показала себя до мозга костей психологом: она описала и осмыслила свои переживания и те трудности, с которыми столкнулась в процессе превращения из пухлой дамы-колобка в весьма красиво-фигуристую женщину.

Читать далее

Тот самый Мюнхгаузен: история Марты

 

Мечты Марты | Блог психолога Павловой ЕлизаветыВнезапно поняла, про что любимый многими (и мной) фильм «Тот самый Мюнхгаузен» – он про исполнение инфантильной мечты о слиянии. За безумно смешными шутками, из которых почти целиком состоит фильм, за игрой великих актёров как-то забывается, что история-то, фактически, про большую любовь. Любовь барона Мюнхгаузена к Марте, простой девушке: он готов отдать любимой всё, что пожелается. Желается той немногого: она просто хочет выйти замуж и получить официальный статус законной супруги.

Марте не нужны ни деньги, ни титул барона; она впоследствии легко удовлетворяется статусом жены садовника, её мечты изначально – мечты юной немецкой мещаночки. Мюнхгаузен даже и не против брака, он готов развестись с законной женой Якобиной, готов жениться на возлюбленной, но мешают бюрократические препоны и нежелание терять статус баронессы уже Якобиной. После ряда уморительно смешных сцен фильма (приезд пастора, аудиенция у герцога, сцена суда, провозглашение 32 мая) выясняется, что официально развестись барон не может. Но зато может по документам числиться покойным, а на деле, став скромным садовником Мюллером, жениться на любимой. Барон превращается в тихого бюргера и официально оформляет отношения с Мартой законным браком. Семья, маленький бизнес, ребёнок, Марта должна бы быть счастлива. Она ведь добилась желаемого и превратила любимого, такого неудобного и взбалмошного, в то, что ей хотелось – в супруга и спокойного мещанина.

Читать далее